Северное Приладожье – взрывать и рубить нельзя сохранить!
//Поставить запятую в этом предложении представители законодательной и исполнительной власти двух регионов (Ленинградской области и Карелии) - участники круглого стола прошедшего 27 июня в ИА «Росбалт» - обещали к началу осени.
В этом году ситуация в Северном Приладожье, где под угрозой уничтожения в результате промышленной экспансии оказались уникальные природные комплексы, такие как озеро Ястребиное, Ладожские шхеры и др., получила широкий общественный резонанс. Видимо поэтому состав участников круглого стола «Северное Приладожье — устойчивое развитие или примат экономики над природой?» оказался весьма представительным. Обсудить проблемы сохранения уникальной карельской природы пришли:
- Лев Шустов, министр промышленности и природных ресурсов Республики Карелия;
- Павел Хямяляйнен, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия; заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и экологии
- Максим Максимов, председатель муниципального совета Лахденпохского района Республики Карелия;
- Олег Дудник, начальник отдела охраны и использования объектов животного мира и ООПТ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия;
- Вадим Потомский, депутат Законодательного собрания Ленинградской области от КПРФ, председатель постоянной комиссии по экологии и природопользованию;
- Сергей Кузьмин, депутат Законодательного собрания Ленинградской области от Приозерского района;
- Раиса Сырец, инспектор Росприроднадзора по СЗФО;
- Дмитрий Афиногенов, юрист Центра экологических экспертиз ЭКОМ;
- Мария Фаворская, сотрудник карельской природоохранной общественной организации СПОК.
Однако однозначно решить, каким образом нужно охранять природные комплексы Северного Приладожья, и кто должен принимать соответствующие решения, чиновники и законодатели так и не смогли. Камнем преткновения с самых первых минут дискуссии стал вопрос о том, как отнесутся к созданию на территории Приладожья природного или национального парка (а то и нескольких) местные жители.
Тут же вспомнили о том, что в середине 90-х именно местное население активно выступало против создания национального парка «Ладожские Шхеры», в результате чего из проекта была практически полностью исключена часть парка на территории Лахденпохского района. Потом в 2001-2003 годах идею создания нацпарка тихо «похоронили», а в конце прошлого года десятки тысяч га лесных угодий в Ладожских шхерах были переданы в аренду под лесозаготовку компании «Комилесзаготпром».
Теперь, после многочисленных обращений общественности, карельские власти решили возобновить работу по созданию парка. Но как пояснил на круглом столе министр промышленности и природных ресурсов республики Лев Шустов, инициатива должна исходить снизу, чтобы учесть мнение местных жителей, которые могут лишиться возможности ловить рыбу, собирать грибы-ягоды и заниматься лесопользованием. Для этого планируется провести в трех районах Карелии (Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском) местные референдумы по вопросу создания нацпарка. Он выразил надежду, что все соответствующие процедуры будут проведены до конца лета.
Такая постановка вопроса, со стороны карельского руководства чем-то напоминает ультиматум – либо грибы-ягоды, а также рабочие места от новых производств и социально-экономическое развитие территории, либо нацпарк. При этом министр обошел вниманием тот факт, что активная промышленная экспансия (добыча щебня, вырубка лесов) тоже лишает местное население возможности пользоваться дарами природы. На вопрос же, почему мнение местных жителей не учитывается в тех случаях, когда начинается промышленное освоение территорий? - Лев Шустов лишь развел руками, сославшись на несовершенство законодательства.
Продвигать альтернативные варианты социально-экономического развития территории Приладожья, например, за счет туризма, власти региона похоже не готовы. Лев Шустов подчеркнул, что в доходы от экологического туризма в рамках нацпарка он не верит, поскольку опыт аналогичных проектов в других частях республики можно признать неудачным (никто не едет в дикие уголки природы). О том, что Приладожье благодаря своей уникальной природе и удобному географического положения ежегодно посещается десятками и даже сотнями тысяч диких туристов со всех концов России, господину Шустову видимо неизвестно. Равно как и о том, что в программах развития туризма в республике эта территория давно фигурирует как одна из наиболее перспективных.
Что касается ситуации вокруг ООПТ «Озеро Ястребиное» на границе Карелии и Ленинградской области, карельский министр отрапортовал об отзыве всех лицензий на недропользование вблизи памятника природы. Пока правда, есть документальное подтверждение отзыва лишь восьми лицензий, в том числе четырех в районе Ястребиного (участки Куликово, Ильменийоки, Уканмуртомяки и Яхинселькя). При этом в пределах 10 километровой зоны вокруг Ястребиного остались еще как минимум два карьера (участки Куликовский и Восточно-Хийтольский). Однако ответить на вопрос отозваны ли лицензии на эти конкретные месторождения Лев Шустов не смог.
При этом, карельский чиновник подчеркнул, что выдача лицензий проходила в полном соответствии с законодательством. В ситуации с Ястребиным озером у министерства не было никаких оснований отказывать компаниям в выдаче лицензий. «Сейчас мы убеждаем тех, кто заявился на эти карьеры, поискать месторождения в других местах. Хотя, с экономической точки зрения, для предпринимателей места в районе озера Ястребиного — самые выгодные, отсюда удобно поставлять щебень по железной дороге в Петербург и другие регионы страны», — рассказал министр. Шустов отметил, что теоретически отзыв лицензии можно оспорить по суду, но выразил надежду, что «до этого дело не дойдет». «Сегодня на карьерах работы не ведутся, мы постараемся удержать ситуацию», — заверил министр.
Довольно неожиданным стало заявление главы минпрома о том, что карьеры не имеют для Карелии сколько-нибудь серьезного экономического значения – «это мизерная часть налогов и иных поступлений в бюджет, а также незначительное количество рабочих мест». Больше всего от закрытия карьеров и ограничения производства пострадает не Карелия, а Москва и Петербург. По словам Льва Шустова, сегодня республика Карелия поставляет в Россию около 9 млн. тонн щебня ежегодно, но реальные потребности российских регионов значительно выше – планируемый спрос на щебень составляет около 40 млн. тонн в год.
В свою очередь председатель комиссии по экологии ЛеноблЗакСа Вадим Потомский отметил, что даже если ограничения на добычу щебню приведут к росту цен на столь востребованный в строительстве материал, это допустимая жертва в сравнение с угрозой уничтожения уникального природного комплекса. Вадим Потомский призвал приложить все усилия, чтобы сохранить то, что у нас еще осталось.
На вопрос, что будет с остальным карьерами в Лахденпохском районе, которых на сегодняшний день более 20 (для сравнения действующих карьеров в Карелии 45, выдано новых лицензий в 2007 году – около 60 из них 30 в Лахденпохском районе, часть отозвана) Лев Шустов ответил, что угроза сильно преувеличена. Новые технологии позволяют полностью избежать сейсмического воздействия и выбросов пыли, а после завершения разработки карьер можно превратить в красивое озера. В качестве примера, министр привел карьер в Петрозаводске, который является излюбленным местом отдыха горожан. Правда, в Петрозаводске разработку карьера в свое время пришлось быстро прекратить – его подтопляло Онежское озеро, а вот через сколько лет проектируемые сегодня карьеры станут «голубыми глазами озер» неизвестно (лицензии выдаются на срок свыше 20 лет!).
К тому же любой карьер окружают отвалы выработанной породы, которые превращают территории в радиусе до нескольких километров в пустыню, где и через десять лет не может вырасти ничто живое. Да комплексное воздействие на окружающую среду от 20 добывающих производств и сопутствующей инфраструктуры, расположенных на достаточно ограниченной территории, по мнению специалистов, может существенно отличаться от показателей по одному единственному карьеру.
Прямо во время круглого стола Максиму Макисмову, председателю мниципального совета Лахденпохского района, сообщили по телефону результаты народного схода в поселке Куркиёки, где планируется создание 11 карьеров по добыче природного камня. Все жители высказались категорически против строительства.
Результаты круглого стола со всей очевидностью показали, что ставить точку в истории с Ястребиным и Ладожскими шхерами преждевременно. Слишком много еще не решенных вопросов, слишком хрупок достигнутый результат. Раз и навсегда защитить природу Приладожья можно только на законодательном уровне. По словам Льва Шустова, карельские власти готовы пойти на то, чтобы прекратить все действия по добыче строительного камня в районе озера Ястребиное и объявить этот район буферной зоной охраняемой природной территории. По его словам, необходимо объединить действия исполнительной и законодательной властей в регионе, и наконец-то создать рабочую группу из депутатов и представителей Правительства Ленинградской области и Республики Карелия по урегулированию этой проблемы (решение о ее создании было принято еще в мае, но пока так и осталось решением). Озвучить предварительные результаты работы этой группы карельский министр обещал в сентябре. Тогда же возможно появиться ясность по поводу возможности создания национального парка «Ладожские Шхеры».
Алексей Травин