ГОЛОСУЙ! Воттоваара - в Опасности!

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ПО СОХРАНЕНИЮ ООПТ "ОЗЕРО ЯСТРЕБИНОЕ" при ФАСЛ СПб
приглашает к участию в ее работе всех неравнодушных, кто реально может помочь движению за сохранение Больших скал.
Координаторы Инициативной группы: Ирина Андрианова - yastrebinoe(гав)mail.ru , 8-911-964-23-80 Сергей Шибаев - ex1999(гав)mail.ru, (812)713-52-13
Контактный телефон ИГр: 8-911 8315191

ВАЖНО! >>> СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Защитим оз.Ястребиное

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Защитим оз.Ястребиное » Архив новостей и объявлений » Непримиримая оппозиция или торг? (анализ последних событий)


Непримиримая оппозиция или торг? (анализ последних событий)

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Друзья,
В наших делах мы подошли к моменту, когда наряду с сопротивлением нужно предлагать конкретные варианты развития территории, прилегающей к нашему ООПТ. Естественно, первыми в голову приходят идеи расширения нашего ООПТ на север, на карельскую сторону, а в лучшем случае – и вовсе создание единой охранной зоны вкупе с многострадальными Ладожскими шхерами. При этом некоторые наши соратники убеждены, что причина возникшего вроде бы «позитивного колебания» Катанандова – в обещании, которое косвенно дал ему Сердюков. А именно – что на «инфраструктуре туризма» он, Катанандов, заработает больше, чем на карьерах. На основании этого многие теперь считают (возможно, небезосновательно), что по затирании темы карьеров (если такое, даст бог, случится) в чиновничьих кругах начнет немедленно разрабатываться проект рекреационной нагрузки на территорию к северу от Ястребиного. И тут, убоявшись потерять завоеванное, многие выдвигают идею быстренько предложить наш собственный проект, с тем чтобы «рекреация» была менее агрессивной, чем мог бы предложить кто-то посторонний.
Сразу скажу: я не считаю, что ради потери завоеваний следует перестраховываться и с готовностью соглашаться с идеями какого-либо строительства. В конце концов, борясь с карьерами, мы требовали невозможного. Теперь невозможное замаячило на горизонте (хотя, предупреждаю, борьба только начинается, и предостерегаю от «головокружения от успехов» -- но об этом речь чуть ниже), так почему же мы отказываемся осмелиться потребовать продолжения нашей линии – сохранение статус кво, мораторий на застройку, мораторий на любое хоз. использование? Есть мнение, что власти, столкнувшись с небывало массовым общественным сопротивлением (для экологической проблематики это действительно так!), не решатся вновь пойти против «воли народа» и силой воткнуть к северу от Ястребиного гостиничный комплекс. Место, так сказать, «взрывоопасное». Поэтому я не совсем готова поддержать тезис Алексея Томилина о том, что «строительства все равно не избежать, нужно лишь отодвинуть его подальше от ООПТ».
Однако есть еще одно соображение. Помимо внешних и осязаемых врагов, у нас есть враг обезличенный и, так сказать, внутренний. Это – назовем их условно «богатые жлобы на лэндроверах» (детали не важны). Их доля к основной массе посетителей Ястребиного становится год от года все больше. К сожалению, дальнейшей урбанизации этих некогда заповедных мест не избежать: лет через пять будет отремонтирована плохая дорога до Сартавалы. Есть и еще один дорожный проект. Кро ме того, идет активное коттеджное освоение Приладожья, выражающееся, в том числе, в растущих кучах мусора в шхерах. Растет цена на землю в этом районе, многие покупают ее просто с инвестиционными целями. Как верно выразился Алексей Травин, «если загнется такой системообразующий фактор, как Скальный фестиваль (а такие мысли звучат), то контролировать ситуацию на Ястребином будет некому». По совокупности вышеперечисленных причин кол-во жлобов на роверах будет только расти, они будут все более разбавлять идейно выдержанных аборигенов Скал. И противостоять этому мы не сможем. Дорога поманит сюда толпы носителей мусора. Ястребиное деградирует, как некогда Кавголовское озеро.
Таким образом, назрела необходимость решения, которое оградит Скалы одновременно от всех напастей – и промышленного соседства, и толп несознательных граждан. Сделать это можно, используя две параллельные стратегии. Первая – расширение ООПТ. Вторая – законодательное декларирование данной территории как некоего «экопарка», или «парка экстремального туризма», концепция которого строго прописывала бы ограничение не только на всякую хоз. деятельность, кроме проката снаряжения и камеры хранения (например), но и на въезд на его территорию на автомобилях и использование моторных лодок и бензопил. При этом дирекция данного парка должна нести ответственность за пресечение всех нарушений, а также за уборку мусора. Подъездные пути для автомобилей должны быть перекрыты/завалены. Например, база экопарка находится в Куликово или в Хиитоле (в лесу нужно принципиально запретить строить!) Публика оставляет свои машины на тамошней оборудованной и охраняемой стоянке, одевает рюкзаки и следует дальше пешком. По идее Травина, эта концепция никакой прибыли не принесет (что, таким образом, страхует нас от нуворишей, которые заходят взять эту территорию в аренду), но позволит спасти место от деградации.
Правда, необходимо очень четко изучить нормативную базу, чтобы быть уверенным, что данная концепция действительно позволяет жестко ограничить использование этого места на веки вечные. Если возникнут хоть какие-то туманности, то любой нуровиш тут же найдет лазейку, чтобы строить здесь коттеджи. Кроме того, мы должны быть уверены, что та Организация, которая возьмется всем этим управлять, не предаст уникальную культуру Ястребиного и не установит, например, платный вход.
В пользу данной концепции говорит то обстоятельство, что даже статус ООПТ, к сожалению, не способен полностью оградить место от хоз. использования. Но самое гланвое – что он не может ог8радить его от захламления.
Резюмирую: нужен, с одной стороны, «командир», который был бы заинтересован в поддержании стабильности территории, а с другой стороны, нужны нормативные акты, которые не позволят этому командиру стать предателем и обернуть нашу идею против нас же. Как это сделать и возможно ли это? Можно ли вообще кому-то на этом свете доверять?
На всякий случай переберу другие способы сохранения территории. Создание федерального нацпарка – это практически сходно с идей травинского экопарка, с одним только «но». У нацпарка создается администрация, которая будет в нашем случае нам совершенно неподктрольна. Кроме того, нацпарк ориентирован на доход от туризма, и он в любом случае будет развивать инфраструктуру. Вот только мы на степень этого развития уже не повлияем. Еще идея – заповедник. Тоже можно, но тогда нужно отказаться от всякой идее как-то «потреблять» Скалы. Вход туда будет закрыт по закону, и мы будем радоваться лишь тому, что сохранили это место как класс,  в наших сердцах.
Теоретически я не против даже и последнего варианта, но тут еще одно возражение: создание любого нового ООПТ в современной правовой ситуации в России – дело чрезвычайно многотрудное. Может длиться годами. За это время мы может потерять Скалы по совокупности вышеприведенных причин. А вот сейчас, на волне информ. атаки, мы сможем относительно быстро оградить территорию от хоз. использования.
Вопрос этот нужно обсуждать. Предлагаю для начала долбить идею ООПТ на все Приладожье. Просьба дерзкая, но есть письма от довольно высоких чиновников, которую поддерживают идею Ладожских шхер. Есть мнение, что «потерять завоеванное» можно, как раз ослабив требования в последний момент, вместо того чтобы удерживать прежний уровень дерзости.
С уважением, Ирина Андрианова, 8-911-964-23-80

0

2

Сердюков - ярый сторонник создания коммерческих зон отдыха на ООПТ. Наиболее активно такие зоны действуют на ООПТ "Саблинские пещеры" и в заказнике "Раковые озера". Вряд ли будет придумываться что-то новое. Посмотрите, что там происходит и как это выглядет... В Саблинских пещерах вход закрыт и впуск платный. На Раковых озерах построена база отдыха и пользование (рыбалка и т.п.) платное.
Основное требование в их концепции - вывод ООПТ на самоокупаемость (по сравнению  с иными формами эксплуатации территории).

0

3

Вы уверены, что это идеи именно самого Сердюкова, а не подсказанные аппаратом или энтузиастами коммерческих разруливаний?

0

4

Первоисточник в данном случае установить сложно, да и не так важно ....

Скорее речь идет о генеральной линии политики в области природоохраны (это кстати не только для ЛО характерно).

Проблема в том, что вложения в природоохрану (в т.ч. ООПТ) трактуются чиновниками преимущественно как невозвратные инвестиции - их объем определяется исходя из обеспеченности бюджета, т.е. по отстаточному принципу

В результате коммерционализация ООПТ зачастую обусловлена двумя основными мотивами, которые во многом противоречат друг другу: сохранение территории в условиях дефицита финансирования и извлечение прибыли. 

Проблема в том, что  у нас в принципе отсутствует практика реализации подобных проектов. Как в части законодательного обеспечения: четко прописанный права и обременения для инвестора, механизмы совмещение государтсвенного и частного финансирования и пр., так и в части заинтересованности бизнеса в долгосрочных инвестициях на условиях низкой доходности.

В результате правила игры устанавливаются под конкретный проект, а инвестору  проще поставить забор и брать деньги, чем зарабатывать иным путем    - в результате имеем, то что имеем, хотя в Европе инфраструктура национальных и природных парков развивается весьма интенсивно, причем не в ущерб территории и ее посетителям (хотя и там существуют различные модели развития)

0

5

Сергей Шибаев написал(а):

Вы уверены, что это идеи именно самого Сердюкова, а не подсказанные аппаратом или энтузиастами коммерческих разруливаний?

В марте прошлого года Сердюков поставил задачу перед Комитетом природопользования о переводе ООПТ на самоокупаемость. Это привело к изменению всех областных программ по охране ООПТ. Прежде всего, было полностью прекращено создание новых ООПТ, план по которым был ранее расписан на несколько лет вперед. Деньги были перераспределены между несколькими существующими ООПТ, которые уже приносят прибыль. Это ООПТ «Саблинские пещеры», «Раковые озера», «Кургальский», «Каньон реки Рагуша», «Вепсский лес». Причем, кроме рекреационной составляющей ООПТ, товарищ губернатор отказывается рассматривать какие-либо иные причины охраны объектов природного наследия. Больше всего сейчас от этого пострадали Саблинские пещеры. Самая крупная из пещер была закрыта, превращена в хозяйственно-музейный блок с псевдо-наскальными рисунками, био-туалетами, «катакомбной церковью» и т.п., не имеющему никакого отношения к охране природы.

А вот одна из последних статей в СМИ на ту же тему: http://www.47news.ru/1/17885/

Так что Сердюков сейчас ухватился за оз. Ястребиное. Столько отдыхающих в одном месте…

0


Вы здесь » Защитим оз.Ястребиное » Архив новостей и объявлений » Непримиримая оппозиция или торг? (анализ последних событий)